В ДОУ реализовывается Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 16», созданная на основе примерной  общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной «Детство» и ряд парциальных программ и технологий: «Социальное развитие детей дошкольного возраста»  Л.В.Коломийченко, «Формирование элементарных математических представлений»  Е.М.Фадеевой, «Система» Л.Н.Пустынниковой (региональная программа физического воспитания детей 3-7 лет), «Обучение грамоте в детском саду» Л.Е.Журовой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной и др.

Основное образование осуществляется на ступени дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) по четырем основным направлениям: социально-личностное, познавательное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное.

Приоритетным направлением образовательной работы  является художественно-эстетическое  развитие детей. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ:Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

 

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

  1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
  3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

 

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Создание условий для художественно-эстетического воспитания. Кадровое обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.

  • Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:

  • повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
  • повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.

 

В ДОУ ведется работа по единой методической теме: "Развитие творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности".

 

Систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.

 

Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов в ДОУ городских методических объединениях, представление своего опыта на городских мероприятиях. Педагоги активно участвуют в работе городских методических объединений, представляя свой опыт работы.

 

В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
  • картотека занятий, сценарии досугов и праздников;
  • картотеки дидактических музыкальных игр;
  • фонотека, медиатека по данному направлению;
  • создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

 

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

 

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.

 

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

  • организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

 

Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:

  • музыкальное воспитание,
  • художественно-речевая деятельность,
  • изобразительная деятельность

 

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

 

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

 

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях.

 

Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

 

Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

 

Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены направления работы в области художественно - эстетического образования. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

 

Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.

 

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

 

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

 

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
  • обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

 

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

  • доброжелательность, открытость.
  • целенаправленность, систематичность, плановость.

 

Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

 

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.